Строительство флота в Воронеже при Петре I: история, причины

Царь Петр Первый
Обновлено:

И снова, здравствуйте! Сегодня я Вам расскажу о начале строительства военно-морского флота в Воронеже. Но сначала поговорим о том, когда и кем был основан город, то есть о начале славного его пути или кратко – об истории Воронежа.

В 2020 году городу исполняется четыреста тридцать четыре года. Если верить достоверным источникам, то вначале была крепость по защите Московского государства на южных рубежах Руси. Защищаться было от кого: сначала монголо-татары, потом половцы и другие кочевые племена, которые неоднократно нарушали южные границы Руси.

Крепость постепенно разрасталась и скоро превратилась в населенный пункт. Согласно летописи, с 1586 года ведет начало город Воронеж. В то время кругом были дремучие леса, богатые дичью и птицей, рядом протекала река Ворона, которую позже переименовали по названию города.

Все о строительстве флота в Воронеже

Как же проходило строительство флота в Воронеже, с чего все началось? Конечно, я не могу здесь рассказать буквально все, но кое-что важное вы несомненно узнаете.

Петр I задумал вернуть Азов, захваченный турками в 1471 году, для последующей войны за выход к Азовскому и Черному морям. Это было нужно для защиты южных границ государства. Петр I постановил заложить верфь, так и началось строительство военно-морского флота под Воронежем.

Всего планировали возвести двадцать три галеры, два галеаса, четыре брандера и тысячу стругов. Предполагалось около восьмидесяти тысяч солдат и матросов для участия в боевых действиях за Азов.

корабль Принципиум в Воронеже

2 апреля 1696 года считается днем рождения русского флота. В этот день в Воронеже была спущена большая галера “Принципиум” ("Начало"), а 26 апреля спустили многопушечный корабль “Апостол Петр”.

В поход суда направлялись не сразу, а партиями: впереди пущена тысяча стругов с артиллерией и снарядами, далее ушел корабль главнокомандующего боярина Алексея Семеновича Шеина и с ним около четырех тысяч лодок.

3 мая выступила флотилия из восьми галер во главе с “Принципиумом”, её вел сам царь. Во время этого плавания он составил “Указ по галерам” – первый российский военно-морской устав.

Вскоре двинулись и все остальные корабли, а в середине мая началась осада Азова. На море стояли турецкие корабли. Наши брандеры и казачьи лодки ударили по ним – несколько неприятельских кораблей сгорело, один был взят в плен.

Сообщение с Азовом было прервано, крепость не могла теперь получать подкреплений, и она капитулировала 19 июля. Эхо падения Азова гулко отдалось в Европе.

История города

Ольга Кретова в своей книге “Русский город Воронеж” (1986) писала следующее, что упоминание о городе Воронеж встречалось в русских летописях Никоновской (1177), а позднее Лаврентьевской и Ипатьевской.

Строительство города проходило с 1585 года, в следующем году были выставлены сторожевые посты для охраны границ государства. Стройка велась под руководством воевод Семена Сабурова, Ивана Судакова и Василия Биркина. Это были государственные люди, дипломаты и воины.

Город построили в течение года, но точное место оставалось неизвестно. В 1590 году он был разорен пришедшим из-за Днепра разбойничьим отрядом черкес, которые подожгли город. Работы по восстановлению были закончены в 1594 году. Подробное описание Воронежа, построенного по проекту Ильи Катеринина, есть в "Дозорной книге 1615 года".

Население тогда составляло около семи тысяч человек, из них 964 – главы семей (служилые люди: казаки, пушкари, воротники, монастырские ремесленники и крестьяне, посадские торговые люди и другие).

Начало строительства флота

строительство флота

Боярская дума 4 ноября приняла решение о постройке военно-морского флота в Воронежском крае. Государственная казна недостаточно обеспечивала средствами это мероприятие. Привлекались буквально все для участия строительства кораблей.

Бояре и светские владельцы крепостных должны были построить по одному кораблю с десяти тысяч крестьянских дворов, а духовенство – один с восьми тысяч дворов. Дана была “разверстка” и купцам, и слободским жителям.

Были учреждены строительные компании – “кумпанства”. Всего намечалось построить 52 корабля, из них 34 – в Воронеже. Помимо этой верфи, были основаны Чижовская, Рамонская, Чертовицкая, Тавровская, Хоперская, Паншинская, Ступинская и Коротоякская.

По приказу Петра стали создавать Адмиралтейский двор (1696) и привозить сюда первоклассный дубовый и ясеневый лес, смолу, краски, железо, свинец, гвозди, проволоку, якоря, полотно, холст, сукно, канаты, веревки и другое. Адмиралтейский двор построили в течение 2-х лет.

адмиралтейский двор

Оснащение двора Петр нашел весьма изрядным. Здесь были сосредоточены не только корабельные припасы, но и артиллерийские орудия, в числе их 300 пушек, привезенных из Швеции.

Прибывали мастера из-за границы, Петр предписал, чтобы наши мастера-строители перенимали их опыт. Озабоченный подготовкой своих русских мастеров Петр послал пятьдесят человек за рубеж, затем еще двадцать два.

Вскоре вслед за ними царь отбыл сам. За время своей заграничной командировки (1697-1698) Петр прошел курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода плотничал на верфях Амстердама, окончил курс кораблестроения в Англии.

Петр решил удостовериться, как усвоили морское дело дворяне, обучавшиеся в Европе. Экзамен состоялся 25 апреля 1699 года на кораблях. Царь экзаменовал семьдесят два человека в течение дня. Четверо успешно сдали экзамен, остальные – провалились! Они не умели управлять кораблем, не знали его устройства.

Государь остался весьма недоволен. Стало очевидным, что заграничные мастера работали спустя рукава, ученики оказались “зело” ленивы и нелюбопытны. Надо было доучивать недорослей силами своих кораблестроителей-практиков.

Восстание крестьян

Не блестяще обстояли дела на Воронежской верфи. Многие “кумпанства” передали строительство подрядчикам, а те стали радеть лишь о личной выгоде.

Необходимо было навести порядок в рубке лесов. Для “надсматривания и сбережения” лесных угодий назначались особые должностные лица. Лесами ведал Антон Веневитинов, когда Петр узнал, что он берет с “кумпанств” взятки, Веневитинова отправили в ссылку.

Царь вообще не церемонился со знатью. Например, воронежский воевода Полонский за свои провинности был по царскому приказанию всенародно бит кнутом и тоже сослан.

Каждый год на заготовке леса, на верфях трудилось принудительно до 30 тысяч людей. Работа часто была непосильная и тяжелая. Большим бременем для крестьянства была обязанность давать лошадей на перевозку всяких грузов.

Много терпели они также от “самовольства и дуровства” солдат, размещенных в деревнях на постой. Свой протест угнетенные выражали двумя стародавними способами – поджогами и побегами.

Поджигали леса, бежали на Яик, Хопер и Медведицу, в низовье Дона. Беглых разыскивали и возвращали обратно, и в назидание другим их избивали, сажали в тюрьму.

Война с Турцией и кораблестроение

В Воронеже начала работу школа для обучения офицеров флота (1703). Федор Апраксин неоднократно доносил Петру I, что он в офицерах имеет “великую нужду”.

Школа не была постоянным действующим учебным заведением. После получения начального образования, а оно сводилось в основном к изучению арифметики, учеников группами обучали артиллерии и корабельному делу.

27 апреля 1700 года царь спускал на воду 58-и пушечный корабль “Предистинация” (“Божье предвидение”), построенным Федосеем Скляевым по чертежам и под личным руководством самого царя.

корабль Гото Предистинация

Десять боевых кораблей находилось в черте города в 1704 году. Три из них плавали на воде, самый большой с 80 пушками был “Старый орел”. Федосей Скляев строил еще один корабль “Ластка”. А вообще в устье реки Воронеж находилось 13 больших кораблей и 6 бомбардирских судов.

Со школьной скамьи нам известно имя полярного исследователя датчанина Витуса Беринга. На карте мира есть Берингово море, Берингов пролив, остров Беринга.

Он прибыл в Воронеж (1711) в составе лучших офицеров. Тридцатилетний капитан-поручик был назначен капитаном небольшого корабля (шнавы) “Таймолар” (Рамонская верфь). Под началом Беринга было 53 человека.

С началом новой русско-турецкой кампании для пополнения флотилии весной из Воронежа были отправлены корабли. Среди них был и “Таймолар”, он достиг Азова в числе крупных кораблей, как “Старый дуб” (70 пушек), “Спящий лев” (70 пушек), “Черепаха” (60 пушек). Турки от боя уклонились.

Война с Турцией в 1711 году закончилась поражением русских войск. С турками Петр I заключил мир, главное условие которого – Азов отдать Турции, прекратить строительство кораблей.

Строительство боевых кораблей под Воронежем в Таврово возобновлено (1722). Сюда приехал вице-адмирал Матвей Змаевич и известный мастер Федосей Скляев. Тавровские корабли участвовали в русско-турецкой войне (1735-1739). Россия закрепилась на Азовском море, и строительство флота в Воронеже, строительство судов в нашем крае было прекращено.

С 1658 года Воронежские уезды и город находились в составе Белгородского разряда и подчинялись воеводе Белгородского полка, с 1701 года – в управлении Адмиралтейского приказа, начальником которого был Ф. Апраксин. А с 1711 года город стал центром Азовской губернии. Сюда из Азова были переведены все губернские учреждения.

Азовская губерния была переименована в Воронежскую (1725). Первая перепись населения насчитала 1532 двора постоянных жителей: ремесленники, купцы, однодворцы и другие (1724).

Строительство Воронежа и обустройство пригородов

Указом Петра I (1714) открылись в городах цифирные школы для детского обучения от десяти до пятнадцати лет. До открытия в 1728 году Духовной семинарии цифирная школа была единственным учебным заведением в городе. В ней учились дети “разных чинов людей”, кроме дворян, которые добились освобождения от обязательного обучения своих чад.

Она просуществовала до 1774 года, после чего, как самостоятельные учебные заведения, эти школы были упразднены и преобразованы в гарнизонные (готовили военных писарей).

Петр I интересовался природой. Вырубая леса на постройку судов, царь заботился о сбережении наиболее ценных массивов: Шипов лес, Хреновской бор и Теллермановскую рощу объявили заповедными.

Петр I занимался фруктовыми деревьями и виноградом. В загородном доме царя был посажен сад. По указанию Петра раздавали крестьянам семена аниса. Со временем стали выращивать анис не только для продажи внутри страны, также для зарубежного рынка.

Неподалеку от Павловска устроили зверинец для государя. В 1716 году Петр приказал Воронежскому губернатору наловить редких птиц и поймать 5-6 диких быков для Петербургского зверинца.

Занимался Петр и улучшением дорожного дела, по его указу (1701) была оборудована дорога Воронеж – Москва. По обочине посадили деревья, поставили верстовые столбы.

Булавинское восстание

По донским берегам широко разлилось восстание, которое возглавил Кондратий Булавин. Ряды булавинского казачьего войска дополняли крестьяне, бежавшие с верфей, лесоразработок, канала, которым Петр хотел соединить приток Дона, реку Иловлю, с Камышинкой – притоком Волги.

Ранней весной 1708 года Булавин раскинул лагерь в устье Хопра. Большой отряд восставших двигавшихся по Битюгу, 30 марта вошел в Бобров. Для отпора булавинцам в Воронеж был спешно прислан полк солдат и драгун. Здесь его вооружили, снабдили артиллерий и лошадьми.

Сильно встревоженный восстанием Петр предписывает князю Василию Долгорукову “сей огонь зарань утушить”, требует применить к булавинцам самые беспощадные меры, “ибо сия сарынь, кроме жесточи, не может унята быть”.

23 апреля на реке Курлаке произошло столкновение правительственных войск с отрядом сподвижника Булавина, атамана Лукьяна Хохлача. Победа оказалась на стороне царских драгун. Много булавинцев полегло в бою, немало их укрылось в лесах и болотах, 143 человека попали в плен.

Булавин и его атаманы (Никита Голый, Семен Драный и другие) распространяли в народе письма:

...нам дело до бояр и которые неправду делают, а вы, голутьба вся, идите со всех городов, конные и пешие, нищие и босые, идите, не опасайтесь! Будут вам копья и ружья, и платья, и денежное жалованье, а мы стоим за вас и за всю чернь.

Булавин был в Черкасске. Шел слух, что он собирается идти на Москву “сухим и плавным” путем через Воронеж. Царь Петр слал Долгорукову свои грозные приказы, требовал смести с лица земли казачьи городки в верховьях Дона, а “бунтовщиков” казнить безо всякой пощады.

Восстание крестьянской бедноты и казаков пошло на убыль, когда погиб Булавин. Однако под Воронежем было неспокойно, и сюда для охраны флота (под пытками повстанцы сознались, что был у них такой умысел – поджечь корабли) снова были посланы войска.

В октябре воронежцы были свидетелями печального шествия: через город прошли закованные в кандалы повстанцы, среди них сын и брат Булавина и сын атамана Драного. Через неисчислимые жертвы и трудности народ поднимался на новую ступень своего исторического развития. Так закончилось булавинское восстание. Бунт крестьян, казаков и бедноты был подавлен.

Выводы

Окидывая взглядом ту эпоху, Виссарион Григорьевич Белинский писал: “Из ничтожного духом народа и не мог выйти такой исполин, как Петр, только в таком народе мог явиться такой царь, и только такой царь мог преобразовать такой народ”. Но царь-исполин укреплял государство помещиков и купцов, поэтому протест народа был неизбежен.

На верфях адмиралтейства строились корабли «Гото Предистинация», «Ластка», «Скорпион», «Сулица», «Черепаха», «Шпага» и другие под руководством корабельных мастеров О. Ная, Ф.М. Скляева, Г.А. Меньшикова. На верфях работали: Лукьян Верещагин, Геренс Выбе, Питер Выбе, Козенц Ричард. Заведовал всем “багорным и шурупным делом Моляров Анисим Якимович – доковых дел мастер.

Можно было ещё много рассказать о строительстве флота в Воронеже, о Петровских реформах, но кому интересно, могут заглянуть в Википедию, где все по датам и с фото рассказано. Хочу предупредить, что некоторые даты разнятся, т.к. информация бралась из книги О. К. Кретовой “Русский город Воронеж”, выпущенной к 400 летию города и интернета.

Если верить Википедии, то на Воронежской верфи построено 122 судна, в том числе 36 линейных (1696-1711). В заключение хочу сообщить, что несколько лет назад построена точная копия корабля “Принципиум”, который в дальнейшем был пришвартован и в настоящее время находится рядом с Адмиралтейской площадью. А также была восстановлена и отреставрирована Адмиралтейская церковь в Воронеже.

Воронежская Адмиралтейская церковь

Вот и все, дорогой мой читатель. Получился небольшой рассказ о строительстве военного флота в Воронеже. Если Вам понравился этот очерк, буду рад этому, сообщите своим друзьям. Если есть вопросы, пишите комментарии, всем отвечу. До свидания. До новых встреч!

4 комментария

Аватар комментатора Владимир Енговатов Автор: Владимир Енговатов

Николай Харитонович, здравствуйте!
19:59 03 июля 2021 года.
Большое спасибо за статью. В Воронеже был не один раз. А вот его историей мало интересовался. Знал, что он строил корабли при Петре 1, строит самолеты и остановил продвижение фашистов в направлении Терновского района. Батя рассказывал, что он не один год прерывал учебу в школе, так как ждали прихода фашистов. Не до учебы было.
Надо подучить историю Воронежа. Планы не меняю и в Воронеж стремлюсь.

Аватар комментатора Николай  Зверев Автор: Николай Зверев

Владимир, добрый день! Спасибо, что читаете мои статьи. Я тоже иногда их перечитываю, новые пока не пишу, надо с этими разобраться. История Воронежа замечательна: от небольшой крепости на южных рубежах Руси, до города-миллионника, города-труженика, города-воинской славы!

Аватар комментатора Евгения Автор: Евгения

Люблю историю, спасибо Николай за интересный рассказ

Аватар комментатора Николай  Зверев Автор: Николай Зверев

Евгения, здравствуйте! Если найдете время, посмотрите еще о Воронеже, о том, что вам дорого и близко. Будет желание. сделайте пожалуйста комментарий к одной - двум статьям.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение