И снова, здравствуйте! Сегодня я вам расскажу о том, как я стал снимать фото. Сейчас я вспоминаю свою историю любви к искусству фотографии, иначе это и не назовёшь. Фото от простого к сложному, так можно назвать мои первые шаги, много лет назад, в этом для меня увлекательном деле.
В этой статье я попытаюсь дать советы начинающему фотографу. С чего начать человеку, захотевшему взять в руки фотоаппарат и делать снимки, другими словами, что нужно знать начинающему фотографу. Прежде всего нужно приобрести фотоаппарат, не обязательно зеркальный, можно и простую мыльницу.
Итак, что нужно начинающему фотографу для работы. Главное, чтобы вам было удобно держать аппарат в руке, чтобы были все основные ручные настройки по съемке фото, и конечно же, авто режим, но об этом я расскажу вам чуть позже. Затем нужно обязательно пройти азы обучения по фотосъемке. Посмотреть прежде всего инструкцию фотоаппарата, изучить все его кнопки и настройки.
Также, рекомендую найти в библиотеке или купить в книжном магазине справочник или пособие по съемке, лучше для начинающего фотографа. Когда это будет сделано, хорошо бы еще почитать статьи в интернете на тему: советы начинающему фотографу. Или пройти бесплатное обучение на курсах фотолюбителей.
Если у вас в семье есть человек (папа, мама, брат, сестра, а может даже дедушка и бабушка), которые умеют фотографировать, попросите их рассказать вам о фотосъемке, о том, как правильно снимать фото, как изучить азы фотографии для начинающих.
Начинающий фотограф. Моя история знакомства с фотографией
Итак, с чего начать и некоторые советы начинающему фотографу. Конечно же, начать надо с обучения – с теории, что нужно знать начинающему фотографу. Хотя бы минимум теоретических знаний надо иметь, иначе будут трудности при работе с фотоаппаратом, и при этом, как правило, будут получаться невыразительные фото; прежде всего нужно знать правила фотографии для начинающих.
Фотоаппарат впервые я взял в руки, когда проходил срочную службу в Советской армии. Отец был в командировке и заехал в нашу часть, светлая ему память! Меня отпустили в увольнение, сослуживцы дали мне фотоаппарат “Смена”, показали, куда смотреть, на что нажимать и как перематывать фотопленку. Тогда я впервые задумался о том, что должен знать начинающий фотограф.
В тот день мы ездили с отцом в город Ленинград и его пригород, город Красное Село. Сейчас это уже Красносельский район города Санкт-Петербург. Из всей черно-белой фотопленки у меня тогда получилось всего 5 - 6 кадров, которые можно было рассмотреть и напечатать. Как позже я понял, что стать фотографом с нуля не так просто.
После службы я решил поступить учиться в ВУЗ, и мне было не до фото. Но со временем тяга к прекрасному победила, я купил простенький фотоаппарат, и стал учиться снимать фото. Я был начинающий фотограф и думал с чего начать.
Конечно же, на первых фотопленках было много не совсем резких кадров, были темные и светлые кадры. Естественно, фотоснимки с таких кадров нельзя было печатать, и показывать друзьям и родственникам. В то время я еще не освоил искусство фотографии для начинающих.
В то время я снимал на черно-белую фотопленку советского производства. В дальнейшем перешел на импортные пленки, которые применял в основном для слайдов. В это время я впервые задумался, как научиться фотографировать профессионально и с чего начать.
Кто-то из великих сказал: “Остановись мгновенье-ты прекрасно!”, и это действительно так, поверьте моему многолетнему жизненному опыту как человека, и фотолюбителя. В середине семидесятых годов прошлого века в жизнь вошла цветная фотография. Это было поистине маленькое чудо. Появились цветные фотопленки наши и зарубежные, не только негативные, но и для производства слайдов.
Как научиться фотографировать
Теперь несколько советов начинающему фотографу. Важные советы для начинающих фотографов, которые обычно недооценивают. С чего начать фотографу новичку. Образование первично, техника вторична.
Знаете, как говорят, «тратьте деньги на опыт и впечатления, а не на вещи». Научные исследования поддерживают это высказывание. Дело в том, что даже мимолётный опыт останется частью вашей личности, а не просто предметом, которым вы владеете.
Это не только отличный совет для жизни, но и совершенно недооцененная рекомендация для фотографов. Выбирая между новеньким фотоаппаратом или объективом и семинаром, или поездкой в удивительное место, большинство начинающих отдадут предпочтение технике. Не совершайте эту ошибку.
Посещайте хорошие семинары или отправляйтесь в туристические поездки по незнакомым местам. Знаменитый фотограф National Geographic Джим Ричардсон однажды сказал: «Если хочешь быть лучшим фотографом – будь там, где происходит что-то интересное».
Снимайте для себя, а не для других. Если вы снимаете с целью создать нечто похожее на другие популярные изображения, собрать лайки или комментарии, то вы не на правильном пути. Это относится ко всем видам искусства, особенно когда вы новичок, а не ноль, как считают некоторые. Ваш главный зритель – это вы сами. Вы должны знать и понимать, что вы не только хороший человек, но в душе – фотохудожник.
Снимайте то, что вы любите. Многие задаются вопросом, как стать фотографом, с чего начать? Сфокусируйтесь на тех вещах, которые вас вдохновляют. Это должно приносит радость в первую очередь вам. Люди заметят и оценят ваш творческий потенциал и индивидуальность, и вы почувствуете вкус и наслаждение от сделанного вами.
Главное, не надо бояться снимать на улице, в парке, в поездке. Дома снимать и проще, и сложнее, там надо правильно выставить свет или снимать от окна и с небольшой подсветкой сверху и сбоку камеры. Лучше снимать со штатива – не будет дрожания при съемке.
Надо уметь правильно выбирать объект фотосъемки и обязательно знать, как правильно фотографировать, как необходимо выставить ракурс, и профессионально поставить свет.
Создайте для себя искусственные ограничения – один из лучших способов для новичка улучшить навыки. Можно и в жанре, но сейчас речь о технике. Жанры могут быть разные: съемка пейзажа, лица, детей, животных, спортивных мероприятий и т.д.
Попробуйте снимать исключительно на смартфон в течение месяца и посмотрите, как изменится ваша способность визуализировать композицию кадра, когда вы перестанете думать о качестве изображения.
Или ограничьтесь одним объективом на два-три месяца, и вы заметите, как ваше понимание фокусного расстояние растёт не по дням, а по часам. У вас со временем будут снимки день ото дня все лучше и интереснее. Это урок у вас не пройдет даром.
Ограничения – это один из лучших способов роста. Преднамеренные границы в использовании оборудования, съёмка лишь в определённое время суток, чёрно-белая фотосъёмка на протяжении месяца – это отличные варианты искусственных границ.
Найдите свою нишу. Каждый начинающий фотограф мечтает о том, что Джимми Чин, Стив МакКарри, Анри Картье Брессон и Пол Никлен одновременно воплотятся в его лице. Как правило это не приходит в одночасье, для этого нужны многие дни, месяцы, а иногда и годы кропотливого труда.
Но вы не можете стать мастером одновременно в уличной и travel–фотографии, в портретном жанре и в съёмке дикой природы, или можете, но когда-нибудь потом, не сразу. Ваш курс должен быть ясным и направленным к вашей цели. И со временем должный результат не заставит себя ждать.
Поэкспериментируйте в различных направлениях фотоискусства, не нужно делать выбор сиюминутно. Но, как только вы найдете то, что вам больше нравится, сфокусируйтесь на этом. Вы удивитесь, насколько ускорится ваш рост, когда вы избавитесь от навязчивой потребности снимать всё.
Определите свою специализацию. Найдите собственную нишу и сосредоточьтесь на ней. Познавайте глубину своего жанра вместо того, чтобы поверхностно охватывать все направления. Вы должны взять за правило, что снимать надо профессионально и с душой.
Замедляйтесь. Одна из тех вещей, которые мы потеряли с бурным развитием цифровой фотографии – это признание ценности потраченного времени. Когда на карте памяти умещаются до 1000 изображений в формате RAW, почему бы не установить режим серийной съемки и не записывать по 10 кадров в секунду, правильно? Нет, не правильно.
Да, скорость действительно порой помогает запечатлеть отличный кадр, но это напоминает поговорку: «Даже слепая белка может случайно найти жёлудь». Не будьте слепой белкой. Учитесь спокойно дышать, разведывать местность, тщательно составлять кадр, терпеливо снимать.
Нажатие затвора должно стать кульминацией обдумывания и подготовки. Вы намечаете композицию, которую хотели бы запечатлеть? Заблаговременно разведываете местность и определяете наилучшее время суток или даже сезон, чтобы сделать кадр? Оцениваете съёмочный потенциал увиденной сцены, даже не находясь на съемках?
Что нужно начинающему фотографу – прежде всего фотокамера, время и желание снимать, а также, чтобы он смог поделиться своими работами с людьми. Для этого существуют сообщества или группы фотографов и фотолюбителей в социальных сетях.
Выберите понравившееся сообщество и присоединитесь к 500px или к Facebook, или Google, или др. Хочу добавить: на первых порах лучше этого не делать из-за малого опыта в фотосъемке. Но со временем, если вы зарегистрированы в социальных сетях, то это возможно сделать.
Приобщение к группе фотолюбителей имеет неоспоримые преимущества. Вам скорее укажут на промахи, о которых вы сами могли не догадаться. Это одно из того, что нужно для начинающего фотографа.
Кроме того, невероятно приятно разделить свою любовь к фотографии с другими фотографами и целым миром. Не увязая в соревнованиях по популярности, продолжайте снимать для себя. Но в сообществе возможно ваш профессионализм начнёт расти быстрее.
Практика, практика, практика! Всем рекомендую: в выходные и праздничные дни, в отпуске, и в командировке, короче говоря: больше снимайте и практикуйтесь! Музыканты практикуются, спортсмены практикуются; по большому счёту, чем бы вы ни занимались, вам придется потренироваться, дабы преуспеть.
Точно так же с фотографией. Если вы хотите, чтобы палец на затворе синхронизировался с ходом ваших мыслей, придётся поработать, а иногда и попотеть! Быть новичком – это интересно, но не надолго. Используйте свежий взгляд, нестандартную точку зрения и задавайте правильные вопросы, когда застрянете.
Спрашивайте о практических приемах и о бесплатных образовательных ресурсах, о группах, занимающихся фотографией, и о фототурах, которые меняют жизнь. Не спрашивайте о том, какой фотоаппарат нужно купить в следующий раз.
Подводя итог всему написанному, хочу сказать: главное – берегите фотоаппарат, не допускайте его падения на землю или в песок, или в воду, будучи у реки или на море. Прежде чем нажать на спуск затвора, посмотрите на 2-3 секунды границы кадра, нет ли там чего лишнего, т.е. оцените его композицию.
Также не забывайте, чтобы источник света (солнце или лампа) были сзади или сбоку. Правильно выбирайте выдержку и диафрагму при съемке. Первое время лучше снимать в автоматическом режиме. Но со временем надо практиковать съемку одного и того же кадра с разными выдержкой и диафрагмой.
Все это приходит со временем и с опытом. Первое время у вас могут быть снимки не в фокусе или местами темные и светлые. Это бывает у всех начинающих фотографов и фотолюбителей. У профессионалов это бывает реже. Не расстраивайтесь по пустякам. Помните: “Дорогу осилит идущий”. Успехов вам в этом интересном деле! Так же, хочется еще немного сказать о главных советах начинающему фотографу.
Не гонитесь за дорогой техникой. Одно из самых распространенные заблуждений, что для того, чтобы снять хорошую фотографию, обязательно нужен хороший дорогой фотоаппарат и еще куча всего дорогого. Это не так. Запомните раз и навсегда. Фотографию делает фотограф, камера – всего лишь инструмент в его руках. Шедевры деревянного зодчества создавались при помощи одного лишь топора. Так и с фотографией.
Имея самую навороченную камеру, вы будете снимать то же самое «унылое г…», как если бы в ваших руках был всего лишь дешевый мобильник. Да, техническое качество снимков, возможно, будет выше. Но техническое качество – не главное в фотографии.
На худой конец поищите на форумах и по объявлениям зеркальную камеру бывшую в употреблении; 2-3 летнюю зеркалку в отличном состоянии, которой можно учиться фотографировать, можно купить раза в два дешевле, чем ту, что только вышла на рынок.
Не гонитесь за количеством мегапикселей, они не сделают ваши снимки лучше. Когда начнете понимать, чего вам точно не хватает, купите другую камеру, но точно понимая, что именно вы покупаете и зачем.
Поговорим с вами о резкости. Для новичков резкость кадра – один из основных показателей качественного снимка. В своей основе нечеткие смазанные кадры могут иметь четыре основные причины: список
- «Шевеленка» – дрожание камеры при большой выдержке, когда вы снимаете в условиях недостаточной освещенности. Причем эффект шевеления может сказываться уже при выдержке в 1/10 секунды.
- Движение объекта съемки – не каждый объект съемки абсолютно статичен, и даже небольшое движение способно «размазать» кадр, если опять же вы снимаете на достаточно большой выдержке.
- Промах автофокуса – системы автофокусировки не идеальны и иногда могут промахнуться, сфокусировавшись на другом объекте.
- Неверно выбрана глубина резкости.
Есть и другие причины, более специфичные, но это отдельный разговор. В 90% случаев причиной нерезких снимков является именно шевеленка. Запомните главное – чем больше выдержка, тем более неподвижной должна быть ваша камера и объект съемки.
Держите камеру при себе. Возможность сделать хороший кадр часто предоставляется тогда, когда этого меньше всего ожидаешь. Поэтому старайтесь не забывать камеру дома. Не пытайтесь целенаправленно «ходить на фотосъемку», как на работу, в надежде поймать удачный кадр.
Просто держите камеру при себе, если пошли погулять, поехали в какое-то интересное место или даже на встречу с друзьями. Возможно, именно тогда и появится шанс сделать отличный кадр. Для таких случаев как раз лучше подойдет небольшая компактная камера, чем здоровенная профессионального уровня.
И еще, не давайте камеру незнакомым людям, а иногда друзьям и даже родственникам, которые не умеют с ней обращаться. Как бы вас не просили, не делайте этого! Иначе вы рискуете получить назад неисправную или разбитую фотокамеру. Конечно, если вы богатый человек, тогда вы можете позволить себе это сделать.
Подумайте о том, что вы хотите сфотографировать. Обращайте внимание на интересные для съемки предметы и сюжеты. Даже когда у вас нет с собой камеры, замечайте объекты, думайте о том, как их сфотографировать так, чтобы получился интересный снимок.
Это можно делать постоянно, по дороге на работу или учебу и даже находясь в магазине. Возможно в другой раз, даже через несколько месяцев, у вас появится свободная минута, чтобы целенаправленно вернуться в этом место и сделать кадр.
Смотрите на мир глазами фотографа. Вы уверены что прямо под рукой нет предмета для интересного снимка? Может это цветок на подоконнике, вид из окна, ваза с фруктами на кухне. Тренируйте свое фотографическое мышление. Старайтесь смотреть на привычные вещи по-другому, не так как вы делаете это изо дня в день.
Есть понятие “предварительной визуализации”. Хорошая фотография создается задолго до того, как вы возьмете в руки фотоаппарат. Беря в руки фотоаппарат, вы уже должны мысленно видеть будущий кадр.
Множество сюжетов находится прямо перед вашими глазами, возможно, даже в той комнате, где вы сейчас находитесь. Учитесь видеть то, что не видят другие, и возможно вы сумеете сделать шедевр, даже не выходя из дома.
Получайте удовольствие от процесса. Для 90% фотографов фотография – это хобби, а не работа. Хобби должно приносить удовольствие. В фотографии вы должны получать удовольствие не только от конечного результата.
Вы должны научиться получать удовольствие от процесса. От процесса изучения и чтения материалов по фотографии, от просмотра чужих фотографий, от попыток создать что-то свое.
Изучив основы, вы можете заметно улучшить качество своих снимков, но, чтобы сделать настоящий шедевр, придется многое узнать, многое попробовать. Относитесь спокойно к неудачам, пытаясь понять, что вы сделали не так и как надо было сделать. Только так вы сможете достичь настоящего мастерства.
Учитесь у других. Сейчас много информации о том, как стать фотографом, книги, полезные статьи и советы для начинающих. Пользуйтесь этой информацией, а именно с чего начать начинающему фотографу. Но пользуйтесь последовательно.
Постарайтесь составить свой личный план последовательного обучения. Возможно, стоит посетить несколько мастер-классов и вебинаров, рассчитанных на новичков. А также советую посетить фотовыставку известного фотохудожника или посмотреть его работы в интернете.
Кроме того, изучайте чужие работы. Можете просто пытаться копировать. В этом нет ничего зазорного. Копирование чужих работ – неотъемлемая часть обучения в любой художественной школе. Смотрите на чужую фотографию и анализируйте, что именно вас в ней привлекло. Просто красивый вид? А может освещение? Случайный прохожий попавший в кадр?
Единственное, чего не стоит делать – сразу копировать шедевры. Выбирайте для начала те работы, которые немного лучше, чем ваши. Перейдя на следующий должный уровень, выбирайте более сложные и так далее. Многие на этом научаться правильно смотреть на мир глазами фотохудожника.
Анализируйте свои снимки и не переживайте. Если вы недовольны тем, что получилось, не спешите забрасывать камеру в дальний угол. Анализируйте свои снимки, думайте над тем, что не так, почему не получилось сделать то, что хотелось, и что надо было бы изменить. И в следующий раз вы не допустите той же ошибки.
Просите критиковать ваши фотографии тех, кто знает больше, чем вы. Возможно, они укажут на ошибки, которых вы не видите. Но будьте терпимы и готовы к тому, что вашу работу могут разнести в пух и прах. Но зато критика пойдет вам на пользу, и со временем вы научитесь правильно фотографировать.
Вы думаете, что те фотографы, чьими работами вы восхищаетесь, создают шедевры нажатием на одну кнопку? Ошибаетесь. Открою вам секрет, возвращаясь из какого-то фотографического тура, профессиональный фотограф привозит с собой гигабайты отснятого материала и тысячи кадров.
Но только несколько кадров из этой сессии реально идет в работу и предстает перед зрителем, который будет восхищенно смотреть на фотографию. Все остальное идет в мусорную корзину.
Мне известен случай, когда фотографу потребовалось 5 лет, чтобы сделать «тот самый кадр». Каждый год он возвращался на одно и то же место, но только однажды он получил тот свет, то время и ту погоду, которая ему требовалась.
Думаете, он переживал по этому поводу? Нисколько. Он просто помнил про это место и, когда предоставлялся случай, пробовал сделать то, что задумал. Но это совсем не мешало ему заниматься другими делами и создавать другие шедевры.
Узнайте лучше свою камеру. Если вы купили зеркалку и постоянно снимаете в режиме «авто», то какой толк от этой зеркалки? Почитайте инструкцию к своей камере. Узнайте, что означает диафрагма, выдержка, приоритет диафрагмы, экспокоррекция, режим предварительного поднятия зеркала и многое другое.
Когда поймете значение разных параметров, пробуйте их использовать, не стесняйтесь экспериментировать с настройками. Вы удивитесь, как по-разному можно снять один и тот же предмет, всего лишь изменив настройки.
Начните с основ. Количество информации о фотографии может ошарашить и сбить с толку. Не торопитесь, начните с основ: правила третей, статьи по композиции, основы освещения, технические моменты, такие, как глубина резкости, экспозиция и т.п. Например, начните с этой старой, но до сих пор актуальной статьи про основные правила фотографии.
Да, появляются новые техники и приемы съемки, но основы неизменны десятилетиями. И, не зная основ, не спешите переходить к более продвинутым техникам съемки.
Снимайте регулярно. Наверное, это самый главный совет. Снимайте, снимайте и еще раз снимайте. Это не значит, что вы, как безумец, должны фотографировать все подряд, стараясь заменить качество количеством. Но, чем больше вы будете снимать и анализировать отснятое, тем быстрее к вам придет понимание того, что надо делать.
Изученные основы будут забываться без регулярной практики. А ваша цель – вбить их себе в подсознание настолько, чтобы руки автоматически выставляли нужные параметры на камере, пока мозг занят тем, какой ракурс лучше.
Немного о кино и видео. Начиная с 1976 года, помимо фотографии, я увлекся киносъемкой. Большое влияние в моем развитии как фото и кино-любителя, оказал Игорь Владимирович Меркурьев, фронтовик. Светлая ему память!
И.В. Меркурьев руководил от Областного совета профсоюзов Областной любительской студией-лабораторией, которая находилась в ДК им. Ленина от Авиационного завода. Сюда приходили и приезжали фото-, и кинолюбители из города, и области, привозили свои фото и кино работы для обсуждения и показа.
До 1984 года я тоже занимался в этой киностудии, но потом у меня изменились жизненные обстоятельства, и на время я оставил это интересное дело. Через несколько лет я организовал любительскую киностудию при ДК Электроника и вместе с Владимиром Кузнецовым руководил ею.
Там занимались люди, увлеченные фото и кино. За 2,5 года мы сняли два любительских фильма – это “Лосевские пороги” и “Санаторий-профилакторий Электроника”. Работа на производстве, командировки и семейная жизнь не позволили в дальнейшем заниматься киностудией. К тому же уже появились первые видеокамеры, которыми можно было снимать одновременно видео и звук.
А просмотр и видеомонтаж можно было делать с помощью видеомагнитофона. Это было намного удобнее, чем проявлять кинопленку, а потом накладывать (записывать) звук. Но моя первая любовь не прошла, я по-прежнему, хотя уже изредка, снимал дочку, семью, друзей и родственников.
Сейчас с любовью вспоминаю свои первые фотоаппараты: Фэд-5в, Любитель 166в, Зенит TTL и другие, которыми мне пришлось работать и снимать фотографии. Одно время, в начале 90-х годов, я по договору работал фотографом в пансионате им. Дзержинского под Воронежем.
Сейчас это санаторий Дзержинского, хорошее, скажу я вам место, для отдыха и лечения. А вообще, там очень красивые места: рядом лес, река, приезжайте, не пожалеете!
Вывод
Итак, в данной статье я рассказал о своем увлечении фото, кино и видео. В основном, разговор шел о фотографии, о том, чем снимать и как снимать? Даны советы начинающему фотографу, и как дальше двигаться в плане профессионального роста.
Занятия фотографией для меня было и остается большим удовольствием. Это увлечение всей моей жизни, можно сказать моё хобби. Сейчас в силу своего возраста редко беру в руки цифровой фотоаппарат Sony и снимаю то, что мне интересно.
Последнее время часто снимаю небо и облака, восход, и закат солнца, иногда даже звездное небо, Луну. Мои работы по фото есть на Facebook, кому интересно могут, зайти на мою страничку и посмотреть.
Нужно время, чтобы всё сгруппировать по темам, по годам, по событиям. Надеюсь, что когда-нибудь я этим займусь, а сейчас извините, недосуг. Если у вас есть вопросы по статье, напишите о них в комментариях. Я обязательно всем отвечу.
Вот коротко и всё, дорогие мои читатели, если хотя бы одно фото вам понравилось, я очень буду рад этому. Хороших и красивых вам фото снимков. Всего вам самого доброго! До новых встреч!
Оставить комментарий