Серафим Саровский, чудотворец

Серафим Саровский

Здравствуйте! Сегодня мне хочется рассказать вам о Серафиме Саровском. Ежегодно 1 августа по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает "Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца".

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. В день рождения святого 19 июля, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку.

Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же, как и преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Серафим Саровский. Заповеди и наставления

Житие преподобного Серафима Саровского многократно описано в книгах и брошюрах. Здесь кратко приводятся основные моменты его жизни и верного служения Господу Богу...

Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1754 года. Родители его, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий.

А в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.

После смерти мужа, Агафия Мошнина, продолжила постройку собора, взяла однажды с собой Прохора, который оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать нашла сына невредимым.

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития Святых.

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его.

Вскоре через усадьбу Мошниных прошел крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы: мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, который преподобный всю жизнь носил на груди.

Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого навестил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там.

Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый отец Пахомий. Он ласково принял юношу и дал ему в духовники старца Иосифа.

Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу.

Через два года послушания Прохор заболел водянкой, тело его распухло и он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним.

Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию:

"Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери...", и пожелал, чтобы его причистили Святых Таин.

Тогда Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего".

Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился.

Вскоре на месте явления Божией Матери была построена Больничная Церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Таин в этой церкви.

После восьми лет послушаний в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона.

Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона, и иеромонаха, пустынножительство, и столпничество, затвор, и безмолвие сменяют друг друга, и венчаются старчеством.

Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство – краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их.

Заповеди и наставления батюшки Серафима

Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана "Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни", состоявшаяся в конце ноября 1831 года, за год с небольшим до его преставления.

Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания. "Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, – учил преподобный Серафим Саровский, – сколько ни хороши сами по себе,

однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть "Стяжание Духа Святаго Божия".

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах, и нравственного исправления.

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему.

Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим "царским (средним) путем" и не брать на себя чрезмерно трудных деяний:

"выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способен к творению добродетелей". Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву.

"Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".

Преподобный Серафим советовал во время молитвы, или Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ, или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели.

А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия, и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия, и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила отцу Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных.

Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной:"Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!"

Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы:

утром, перед обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды – "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую"; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову:

"Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного", или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера – "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного", или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".

"В молитвах внимай себе, – советовал подвижник, – то есть ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову.

Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно, и всегда будет с тобою, наслаждая, и питая тебя..."

Преподобный Серафим Саровский говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни. "Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири.

От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным", – наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил:

"Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас,

хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более, и более светлеть, совсем просветлеет, и спасется". "Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося..."

Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники.

Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение:"Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!"

"Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, – говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами:

Радость моя! Христос воскресе!

"Радость моя! Христос воскресе!", такими словами встречал при жизни Серафим Саровский каждого мирянина, приходившего к нему за советом и помощью. Будь-то богатый купец, помещик, или простой крестянин и богомолец.

Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих, и ищущих Бога людей, постоянно толпилось около его келлии. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи".

Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать:

"Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары". "Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву". Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его.

По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной. Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание:

"Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать, и являться в полноте Своей пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, – говорит Он, – а все прочее Я Сам приложу тебе", – ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может".

Ещё многое можно было бы написать об этом замечательном человеке, как ласково в народе его при жизни называли "Батюшка Серафим"; надеюсь, что когда-нибудь я об этом напишу.

Серафим Саровский оставил нам богатое духовное наследие. Его наставления очень душеполезны и поучительны, проверено на личном опыте. Читайте его высказывания, смотрите о его жизни фильмы, - там найдете много интересного.

Выводы

Уважаемый читатель! Я попытался немного рассказать о жизни Серафима Саровского, любимого святого русского народа. Как мне удалось это сделать, судить вам.

В июле 2013 года мне посчастливилось побывать в Дивеево, прикоснуться к мощам преподобного Серафима Саровского. Там такой чудесный воздух, есть источники воды, канавка Пресвятой Богородицы и многое другое.

Приезжайте в Дивеево - это святое место, не пожалеете. У кого остались вопросы, пишите, всем отвечу в коментарии. Всего вам самого доброго! До свидания. До новых встреч!

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение