О преподобном Сергии Радонежском

Преподобный Сергий Радонежский
Обновлено:

Здравствуйте! Сегодня я расскажу вам о преподобном Сергии Радонежском, его жизни и верном служении людям и Богу. Можно сказать, это был великий подвижник и светильник православия на Руси XIV века. О Сергии Радонежском кратко не скажешь. Вся его жизнь с детства и до старости - ежедневный подвиг!

Мне посчастливилось побывать в 2005 году в Троице-Сергиевой лавре, и прикоснуться к мощам святого игумена. Там я узнал интересные факты о Сергии Радонежском, его семье, его учениках, о жизни подвижников и старцев того времени.

А по дороге в Сергиев Посад мы с паломниками заезжали в Радонеж, и прикоснулись к мощам его родителей Кирилла и Марии. Я привез оттуда книгу и масло, а также незабываемые впечатления от посещения этих чудесных мест. Многие к Сергию Радонежскому обращаются с молитвой. И Сергий Радонежский помогает!

памятник семье Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде

О преподобном Сергии Радонежском, его служении людям и Богу

Святая Русская Православная Церковь прославляет преподобного Сергия, игумена Радонежского, 25 сентября (8 октября н.ст.) вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 6 июля (19 июля н.ст.) вместе с Собором Радонежских святых. Для православного русского человека день памяти Сергия Радонежского - великий день.

Когда пала Киевская Русь и бежавшим на север русским людям пришлось строить Русь как бы сначала, положение их было очень трудными. Почти полностью порвалась связь с Византией и с Западной Европой, местность кругом была дикая, лесная. И не было уже рядом Киево-Печерской лавры, которая была как бы сердцем, и совестью Киевской Руси. Но по милости Божией новый очаг святости воссиял на севере.

Совершив личный подвиг самоочищения и обуздания страстей, преподобный Сергий вскоре стал основателем нового монастыря и нового русского монашества. После кончины преподобного его ученики основали много монастырей в разных местах северной России. Троице-Сергиева лавра стала вместо Киевской духовным сердцем Новой Руси, а порожденные ею обители - как бы кровеносными сосудами, питающими ее духовной жизнью.

Преподобный Сергий, в миру Варфоломей был младшим сыном ростовских бояр Кирилла и Марии. Родился он в 1314 или 1320 году. Однажды во время Божественной Литургии, когда мать носила его еще под сердцем, он трижды вскрикнул - перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской и при возгласе "Святая святым". Когда мать его ела мясо, новорожденный не принимал молока, так что она перестала есть мясо, а в среды и пятницы она не ела совсем.

Детство

С раннего детства он любил молиться и посещать церкви, но ему много пришлось перенести и дома, и в школе из-за того, что грамота ему не давалась. Наконец Господь услышал его горячую молитву. Однажды, разыскивая пропавших лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под дубом. Отрок подошел к нему под благословение, рассказал ему о своей скорби и просил его молитв.

По окончании молитвы старец сказал ему: "Отныне Бог даст тебе, чадо, уразуметь грамоту!" Затем он дал ему часть просфоры и сказал так: "Не смотри, что часть сия мала - велика будет сладость, когда вкусишь от нее!" По просьбе Варфоломея старец посетил дом его родителей, и как велико было их изумление, когда Варфоломей стал стройно читать псалмы.

Тогда старец предсказал будущее духовное величие отрока, избранного Духом Святым. С тех пор Варфоломею Сам Бог открыл способность понимать Писание, и он погрузился в изучение божественных книг. Отрок стал питаться хлебом и водой, воздерживаясь от принятия всякой пищи в среды и пятницы. Мать свою он убедил не мешать ему.

Когда Варфоломею было пятнадцать лет, родители его, сильно обедневшие от татарских набегов, оставили древний Ростов и переселились в Московское княжество, в маленький город Радонеж, под покровительство московских князей.

В двадцать лет Варфоломей стал просить родителей благословить его постричься, но родители просили его не оставлять их до кончины. И любящий сын повиновался им. Похоронив родителей, Варфоломей и старший брат его Стефан, к тому времени уже овдовевший и принявший монашество, решили уйти на отшельничество.

Свою часть наследия Варфоломей отдал женатому своему брату Петру, оставив лишь часть для раздачи нищим на помин души усопших родителей.

В дремучем глухом лесу, в шестидесяти верстах от Москвы, братья нашли полюбившееся им место, называемое Маковец, и поставили церковь во имя Пресвятой Троицы с благословения митрополита Феогноста, радостно принявшего пустынников. Стефан не выдержал тяготы пустыннической жизни и очень скоро ушел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей остался один.

Монашество

Когда Варфоломею было двадцать три года, игумен ближайшего монастыря Митрофан постриг его и нарек Сергием. Семь дней провел новопостриженный инок в церкви, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн и питаясь лишь одной просфорой. Затем Митрофан, преподав новоначальному иноку наставление, вернулся в свой монастырь, и Сергий остался один.

Тяжела была его пустыннеческая жизнь: бесы пытались устрашить его. Иногда целое полчище их с яростными угрозами окружало его. Но подвижник осенял себя крестным знамением и усиливал молитву, и бесы исчезали.

Однажды, когда он ночью читал правило, вдруг в лесу поднялся шум и множество бесов окружило его келью. "Уйди же отсюда, зачем ты пришел жить в лесную глушь! - кричали они. - Чего ты ищешь? Разве ты не боишься умереть с голоду или погибнуть от разбойников?" Но подвижник стоял не шелохнувшись, сосредоточившись на молитве, и бесы исчезли.

Часто пробегали мимо него стаи волков - они подходили к нему, обнюхивали, но преподобный ограждал себя молитвой и не боялся их. Посещали его и медведи. Один медведь целый год приходил к нему, и пустынник делился с ним последним куском хлеба. Когда же у него бывал лишь один кусок, он его отдавал медведю,

а сам оставался голодным, потому что "зверь неразумен и не понимает необходимости терпения и воздержания". Но случалось, что и одного куска не было, и, не получая привычного подаяния, зверь начинал жалобно выть. Тогда преподобный выходил к нему и начинал ласково его уговаривать.

Целые ночи проводил преподобный углубившись в теплую сердечную молитву, днём же он трудился: рубил дрова, возделывал огород и читал Слово Божие. Но вот узнали о нем монахи, ревнители благочестия; и один за другим стали приходить к нему, прося принять их в сподвижники. Не сразу уступал преподобный их желанию.

Указав на трудности пустынножительства, он говорил им: "Приготовьте сердца ваши не на покой и беспечалие, а на терпение, чтобы переносить всякое искушение и всякий труд, приготовьтесь на пост, на подвиги духовные и на многие скорби!" Всего в Радонежской пустыни собралось двенадцать иноков.

Так возник монастырь, превратившийся в Великую лавру. Скромен и убог был тогда ее вид: в глухом бору над речкой расчищена поляна и обнесена тыном, на ней - небольшая церковь и несколько малых келий. Кое-где взрыты гряды и засажены овощами. Тихо и мирно протекала жизнь иноков.

труды Сергия Радонежского

Ежедневно собирались они в церковь и отправляли полунощницу, утреню, часы, вечерню и повечерие, а Божественную литургию служил священник из ближайшего села, потому что иерея среди них не было. Они были совершенно равны, но духовно преподобный Сергий был выше всех, и сравняться с ним никто (ни в те, ни в последующие годы) не мог.

По слову Спасителя - "кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом". (Мк. 10:44), он служил братии: сооружал келии, пек хлеб, готовил пищу, шил одежды, носил воду и исполнял другие работы. Питался он хлебом и водой и спал очень мало. Потом пришел к ним игумен Митрофан и стал у них игуменом.

Когда же Митрофан умер, преподобный пошел в Перееславль-Залесский к еписопу Волынскому Афанасию, замещавшему тогда митрополита Алексия, который уехал в Константинополь и просил его назначить настоятеля для монастыря. Но епископ рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха и поставил его игуменом самого.

В слове своем к новопоставленому игумену он завещал ему помнить слова апостола: "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать" (Рим. 15:1) и "Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов".(Гал. 6:2).

Радостно встречала братия своего нового игумена. Просто и ясно было его краткое наставление: он поучал братию не ослабевать в подвигах и просил их помощи и снисхождения к себе.

В сане игумена преподобный усугубил свои подвиги. Божественную литургию он совершал ежедневно, причем все необходимое для Богослужения заготовлял сам: делал свечи, варил кутью, молол муку и пек просфоры - и никого к этому делу не допускал.

В церковь он приходил первым и уходил последним - никогда не позволял себе прислониться к стене или сесть. В это время бесы опять стали пытаться устрашить его, являясь ему под видом змей и других гадов, но Господь даровал ему власть над нечистыми духами, и они больше не смели приблизиться к нему.

Долгое время в обители было двенадцать человек братии. Но вот вступил в их среду в качестве простого инока смоленский архимандрит Стефан с младшим сыном своим, двенадцатилетним Иоанном, которого преподобный постриг с именем Феодор. С тех пор многие и старые, и юные стали приходить к преподобному Сергию

и отдаваться под его руководство. Преподобный с любовью принимал всех и сначала одевал в подрясник и приказывал исполнить какое-нибудь послушание; когда же инок привыкал к исполнению устава, то постригал его в мантию, а более совершенных в схиму.

В управлении Сергий соединял кротость со строгостью. Каждый вечер после повечерия он обходил кельи, и если заставал брата за молитвой, чтением или рукоделием, то радовался и молился за него.

Если же слышал разговор, то, постучав в окно, шел далее. На другой же день призывал виновного, кроткими словами наводил его на признание своей вины и кающегося с любовью прощал, а на упорных налагал епитимью.

Великую нужду терпела в это время обитель: церковные сосуды были деревянные, ризы из крашенины, книги написаны на бересте, службы отправлялись при свете лучины. Но в бедном и скудно освещенном храме сами монахи горели любовью к Богу сильнее самих ярких свечей. Однажды сам игумен сделал сени к келье одного брата. Перед тем он был без пищи три дня.

Но Господь не оставил Своей милостью обитель. Однажды преподобный утешал совершенно изголодавшуюся братию словами Спасителя: "Воззрите на птицы небесные, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы и Отец Небесный питает их" (Мф. 6:26). Не успел он договорить, как постучались в ворота: оказалось, что привезли целый воз вкусных свежих хлебов.

После этого привезли столько припасов, что их хватило надолго. Когда стал иссякать источник, протекавший вблизи обители, то по молитве преподобного внезапно забил другой источник, оказавшийся чудотворным. Его прозвали Сергеевым, но преподобный запретил так его называть.

Возникновение Радонежской пустыни

Через 15 лет после возникновения Радонежской пустыни вокруг нее стали селиться крестьяне. Они стали вырубать лес и распахивать поля, стали помогать обители, и нищета ее исчезла навсегда. Однажды преподобный молился об обители и своих учениках.

Внезапно послышался голос: "Сергий! Ты молишься о чадах твоих, и моление твое услышано: посмотри, видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой Троицы!" И он увидел множество прекрасных птиц, прилетевших в монастырь и за его ограду. И опять послышался голос:

"Так умножится число учеников твоих, подобно сим птицам, и после тебя оно не оскудеет и не умалится, если они станут следовать твоим стопам!" Сергий позвал Симона, и он увидел часть видения, и оба провели всю ночь в духовной радости.

В то время преподобного Сергия уже знали и в Иерусалиме, и в Константинополе, и на Святой горе Афонской. Об этом говорил ученик его Епифаний Премудрый, посетивший все эти страны. Он и написал житие преподобного Сергия. С Афона пришел к преподобному Сергию благодатный старец, именем Сергий Нуромский,

и отдал себя под его руководство. Патриарх Константинопольский Филофей прислал Сергию грамоту, в которой он писал так: "Все хорошо в твоем монастыре, но не хватает только общежития!" - и благословлял его ввести эту форму монашеского жития, до тех пор еще не известную в этой местности России. И в Сергиевой пустыни было введено общежитие: пища и одежда - все стало общим монастырским.

Преподобный заповедовал братии дела милосердия - нищелюбие, странолюбие, уход за больными, обещав, что обитель будет стоять, пока эта заповедь будет исполняться. К тому времени провели мимо обители большую дорогу, и путники, застрявшие в зимнюю непогоду жили в ней на полном иждивении. За больными осуществлялся полный уход.

Один поселянин принес больного сына, но по дороге мальчик умер. Сжалившись над горем отца, Сергий помолился и воскресил умершего, но отцу его сказал: "Отрок от сильной стужи изнемог, ты же подумал, что он умер. Теперь в теплой келье он согрелся, а тебе кажется, что он воскрес!"

Однажды привезли в обитель бесноватого. Когда по окончании молебна преподобный осенил его крестом, бесноватому показалось, что от креста исходит пламя, и он с воплем бросился было в лужу, но был исцелен.

Всячески уклонялся преподобный Сергий от славы человеческой, но слава его возрастала: его почитали как единого от древних. Монахи стремились спасаться под его руководством, князья и простолюдины стремились его увидеть.

А в обители все было "худостно, нищенски, сиротински", как выразился один крестьянин, посетивший прославленного игумена. Велико было разочарование этого крестьянина, когда ему показали святого старца, копавшего гряды в худой, заплатанной одежде.

Но в это время в обитель прибыл князь с многочисленной блестящей свитой и смиренно поклонился святому игумену в ноги. Пораженный виденным, богомолец вскоре вернулся в обитель, чтобы остаться в ней трудником навсегда.

Вероятно, из-за введения общежития, неизвестное еще в той местности, среди братии возникло недовольствие против преподобного, и среди недовольных был его брат Стефан. Кроткий подвижник не стал возражать и ушел на реку Киржач, где и основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Но в Радонежской пустыни жизнь стала расстраиваться, многие стали переходить на Киржач, и наконец братия через митрополита Алексия умолила преподобного вернуться и встретила его с великой радостью. А на Киржаче игуменом остался ученик его, преподобный Роман. С тех пор мир в пустыни преподобного Сергия больше не нарушался.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, проезжая невдалеке от монастыря преподобного Сергия, остановился в восьми верстах от него (там сооружена была потом часовня) и поклонился преподобному со словами: "Мир тебе, духовный брат!"

В это время преподобный сидел с братией за трапезой. Он встал, сотворил молитву и поклонился епископу со словами: "Радуйся и ты, пастырь стада Христова, и благословение Господа да будет с тобой!"

Братии же он сказал после трапезы: "В тот час против нашего монастыря остановился епископ Стефан на пути в Москву, поклонился Пресвятой Троице и благословил нас грешных". (В память этого события в лавре сохранился такой обычай.

За трапезой перед последним блюдом звонят в колокольчик. Все встают. Чередной иеромонах говорит: "Молитвами святых отец наш, Господи Иисусе Христе, помилуй нас!" И все садятся кончать трапезу.)

Ученик преподобного Исаакий просил его благословения на подвиг молчания. Осеняя его крестным знамением, святой сказал: " Господь да исполнит желание твое, чадо!" И Исаакий увидел пламя, исходившее от руки преподобного и осенявшее его. С того дня он пребывал в безмолвии, и лишь однажды, чудесное явление "разрешило ему уста".

Однажды, когда преподобный Сергий совершал Божественную литургию с братом своим Стефаном и племянником Феодором, молчальник увидел четвертого священнослужителя - в блестящих ризах, сияющего необыкновенным светом, так что невозможно было смотреть на него.

На малом входе с Евангелием он следовал за преподобным. Исаакий был так поражен, что спросил инока, стоявшего рядом с ним: "Что за дивное явление отче? Кто сей необыкновенный муж?" Но Макарий сам был в трепете и ужасе. После литургии ученики стали спрашивать преподобного о таинственном сослужителе.

И преподобный открыл им тайну - это был ангел Божий, сослужащий ему всегда, когда он служил литургию по воле Божьей. Но преподобный Сергий запретил им об этом рассказывать.

Однажды ночью преподобный молился Пресвятой Богородице о своей обители. Прочитав канон, он сел отдохнуть и вдруг сказал ученику своему Михею: "Чадо, бодрствуй и трезвись: в сей час будет нам неожиданное и чудное посещение".

И внезапно послышался голос: "Се грядет Пречистая!" Преподобный поспешно вышел в сени кельи, и свет ярче солнечного осиял его: он узрел Пречистую Владычицу в необычайном блеске. С ней были святые апостолы Петр и Иоанн.

Святой пал перед ней, но Пречистая коснулась его руками Своими и сказала: "Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышала молитвы твои об учениках. Не скорби более об обители твоей:

отныне она будет иметь изобилие во всем не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего!" И Пречистая Богородица стала невидима.

Святой был в великом страхе и трепете, ученик же его Михей лежал на земле как мертвый. Святой поднял его и Михей упал ему в ноги, говоря: "Отче, Господа ради, расскажи мне, что это за чудное явление? Едва душа моя не разлучилась с телом, столь блистательно было сие видение!"

Святой же был объят великой радостью, даже лицо его сияло. Он мог только сказать: "Чадо, помедли немного, ибо и во мне от чудного явления трепещет душа! - и, помолчав немного, прибавил: - Позови ко мне Исаака и Симона". Когда они пришли и он все рассказал им, все они вместе совершили молебен Пречистой. Преподобный же Сергий всю ночь провел в молитвах без сна.

Однажды, когда преподобный Сергий служил литургию, Симон увидел, что по святому престолу вьется огонь, озаряя алтарь и окружая Сергия, так что он был объят пламенем с головы до ног. А перед проведением его Святых Тайн огонь, свившись подобно пелене, погрузился в святую Чашу, из коей и причастился преподобный Сергий. Симон стоял в ужасе и безмолвии.

Отойдя от престола, преподобный спросил его: "Чадо, чего так устрашилась душа твоя? Симон отвечал: "Отче, я узрел чудное: я видел благодать Святого Духа, действующую с тобою!" Но преподобный запретил ему рассказывать это до самой своей кончины. И оба горячо возблагодарили Бога.

Один греческий епископ не верил святости преподобного Сергия. "Может ли, - говорил он, - появиться в сих странах такой светильник?" Но когда он приблизился к келье преподобного, ему стало страшно, а лишь только взглянул на его лицо, сиявшее благодатью, как ослеп.

Святой же, взяв епископа за руку, ввел в свою келью и, коснувшись глаз его, исцелил их. Затем стал кротко беседовать с ним, говоря, что не следует возноситься. С тех пор епископ всем говорил, что видел земного Ангела и небесного человека.

Борьба с врагами. Укрепление Московского княжества.

Митрополит Алексий, опасаясь, что по кончине его наступит церковная смута, желал видеть своим преемником преподобного Сергия, но смиренный подвижник твердо отказался, говоря: "От юности моей не был я златоносцем".

Инок понял инока, и святитель уступил, предоставив это дело воле Божьей. А после кончины его (1378) смута действительно настала и окончилась лишь со вступлением на всероссийский митрополичий престол святителя Киприана 1390-1406).

В 1380 году, перед походом против татарского хана Мамая, грозившем новым нашествием на Русь, Великий князь Дмитрий Иоанович посетил Троицкий монастырь, чтобы помолиться и принять благословение преподобного игумена. Преподобный осенил его крестом, окропил его и сподвижников святой водой и предсказал победу.

благословение Сергия Радонежского

Русское воинство переправилось через Дон и расположилось на Куликовом поле. Знаменитая Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года и окончилась полным разгромом татар и бегством Мамая. Во время боя преподобный Сергий собрал братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и наконец сообщил братии о победе.

Возвратившись в Москву, Великий князь отправился к преподобному, чтобы рассказать ему о бое, велел поминать имена павших и сделал щедрый вклад в обитель. Тогда и была установлена Димитриевская суббота.

А во исполнение обета, данного им перед походом, Великий князь Димитрий с помощью преподобного Сергия воздвиг на реке Дубенке монастырь в честь Успения Божией Матери.

Великую помощь принес преподобный Сергий тем, что содействовал сосредоточению и укреплению государственной власти в руках одного Великого князя и умиротворению удельных князей.

С этой целью он ездил в 1365 году в Нижний Новгород, а в 1385 году - к врагу Великого князя суровому князю Олегу Рязанскому и своими кроткими и тихими речами растрогал его и убедил заключить вечный мир с Димитрием Иоановичем.

Великий князь часто приезжал к преподобному за благословением и советами, и завещание Великого князя, устанавливавшее порядок владения Великим княжеством от отца к старшему сыну, было скреплено подписью преподобного.

За шесть месяцев до своей кончины преподобный Сергий поставил настоятелем молодого еще, но уже духовно опытного ученика своего Никона, а сам ушел в затвор, готовясь к кончине.

В сентябре он смертельно заболел. Наставив братию в последний раз, он поручил ее Господу и Его Пречистой Матери. Ученики благоговейно поддерживали его под руки, когда он в последний раз причащался Святых Христовых Тайн.

Затем, воздев руки, он с молитвой предал Господу свою чистую душу 25 сентября 1392 года. Несказанное благоухание разнеслось по келье. Лик праведника сиял небесным блаженством. Казалось, он уснул глубоким сном. Братия погребла его в обители Пресвятой Живоначальной Троицы.

Вскоре по его блаженной кончине начались чудесные явления и исцеления. Так инок Игнатий увидел его в церкви поющим с братией. В 1408 году преподобный Сергий явился игумену Никону и предсказал ему разорение обители ханом Едигеем и ее скорое восстановление.

троице сергиевая лавра памятник Сергия Радонежского

Оба эти предсказания незамедлили исполниться. Иноку, рассекшему ногу топором, явился святитель Алексий и преподобный Сергий и исцелили его. Через тридцать лет после своей кончины преподобный Сергий явился одному благочестивому человеку и сказал: "Возвести игумену и братии:

зачем оставляют меня так долго под покровом земли во фобе, где вода окружает тело мое?" 5 июля 1422 года гроб преподобного Сергия был открыт, и не только святые мощи его были нетленными, но и одежда оказалась нетленной. Гроб был окружен водой, но святых мощей она не коснулась. Тогда преподобный Никон воздвиг ныне существующий Троицкий собор.

После кончины игумена Никона преподобный Сергий явился с ним к больному московскому купцу Симеону и исцелил его. Однажды на празднике Святой Троицы преподобный Сергий явился в толпе слепому, подвел его к своей раке и дал коснуться ее - слепой прозрел и в благодарность остался в монастыре навсегда.

Таким образом, как при жизни, так и после смерти преподобный Сергий прославился даром чудес и пророчества. Мощи его, обретенные в 1422 году, открыто хранятся в основанной им обители.

Ниже - фильм детям о преподобном Cергии Радонежском:

Выводы

В заключение хочу добавить. Несколько лет назад я прочитал историческую книгу Дмитрия Балашова "Похвала Сергию". Читал ее к сожалению в электронном виде. Очень интересная книга о семье, родителях, о юности и молодости Сергия Радонежского.

Литература: "Православные праздники". Описание основных православных праздников, 2006, 240 стр., с илл., Издательство Белорусского Экзархата - Белорусской Православной Церкви, ООО "Харвест", ООО "Издательство АСТ", Россия, г. Тверь.

Если у вас остались вопросы, пишите, всем отвечу в комментарии. До свидания! Всего вам самого доброго! До новых встреч!

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение